Беседа после тренировки Тайцзицюань
«С» — Собеседник
«Д» — Денис, то есть, я.
…
Д: Как твое обучение? Что в итоге?
С: В конечном итоге, думаю, психотерапия. А вот какое конкретно направление, пока не понял.
Д: Ну хоть примерно куда хочешь?
С: Есть много направлений, есть эмоционально-образная, есть про телеску, интересно на себе прочувствовать, есть трансовые техники типа гипноза, тоже очень интересно, изначально этот общие вектор на какое-то проживание базовой травмы и все вокруг неё.
Д: Лиз Бурбо?
С: Да, многие виды терапии на этом строятся. И причем я натыкался на когнитивно поведенческую терапию, вот сейчас там про неё рассказывают, а у меня есть такое к ней тонкое отторжение, потому что люди фокусируются на убеждениях, на человеке, как он мыслит, фокусируются на его поведенческой стороне, какие у него есть навыки поведения, какие он хочет новые развить, но они игнорят эмоции, они не акцентируют на этом как на важном аспекте, а я на многих вижу и на себе вижу, что это иногда ключевой заряд. Вот пошла эмоция, она цепляет определенные восприятие и мысли. Пошел страх, у меня докручиваются мысли что все плохо мы все умрём и реакция: спазм тела, сжатие, либо ступор, либо убежать, либо еще что-то, вот такое примитивное реагирование. И раскручивать это без опоры на эмоции, без проработки эмоций. Только на контитивке и на поведенческом это нуу….
Д: Мне кажется вообще неправильно сосредотачиваться на чем-то одном.
С: Да.
Д: Как строить дом, одни говорят, нет мы будем строить фундамент, а другие. Нет, мы будем класть печь, а другие нет, мы будем делать крышу. А надо все делать.
С: Да, согласен. С НЛП я сталкивался и у меня тоже отталкивала именно эта фишка. Причем не то что бы они не работают со всем, формально они работают со всем: есть и поведеческие навыки, есть и работа с убеждениями, есть и работа с эмоциями… но вот по ощущениям работа с эмоциями она проседает, она сильно проседает. То есть там было напитывание этой эмоции, осознание этой эмоции в теле, диалог с этой эмоцией, все классно, но ощущение что чего-то не хватает. Совокупность техник вроде как неплохая, все здорово, но ощущается, что если человек живет чуть больше в голове, то получается так… ты можешь поговорить, ты можешь создать образ себе красивый, ты можешь линию времени посмотреть в прошлом и будущем, но я смотрел на людей в течение полугода, года, и я вижу – они не меняются. То есть они все это делают, воображение у них работает афигенно, интеллектуальное и все прочее, даже эмоции в теле вроде как они находят и все хорошо… а дальше возникает затык. То есть эмоция как отправная точка, а потом они сваливаются в когнитивку. Эмоция – отправная точка, потом сваливаются в поведенческую. А вот проработка чего-то базового…. Причем видно, что явно это реакция из детства, явно что это их сопровождает достаточно долго, видно как в ситуации у них перекорёживает тело, стекленеют глаза и все сжимается… почему бы не пойти в это напрямую, нет начинают выходить на уровень ума и когнитивно пытаются что-то там высказать…. У меня это не до конца резонирует.
Д: А есть какое-то направление, которое всё в равной степени гармонично изследует и затрагивает?
С: Я тебе скажу через пол годика. Пока я не скажу. Есть такое подозрение, что вот есть некий отец основатель и у нас есть у всех разные психотипы. И отец-основатель каждого направления был определенного психотипа и вот у него для него такая была картина мира и соответственно, все клиенты, которые у него удачно прорабатывались, совпадали с ним в проблематике и с психотипом. И тогда он говорил – мы с вами говорим на одном языке, я справился, я знаю как, пойдем… и он помогал им. А приходит к нему человек с другим запросом и с другим психотипом, он говорит извините, вам не ко мне. За счет этого великая эффективность отцов основателей. А когда технику пытаются интегрировать и сказать, что она работает на всех, да нет, не работает! Не бывает что вот так сразу и для всех. Начинают применять люди другого психотипа. Его ученики, и они формально берут практики, но они не прочувствовали это на себе, они другие, или пытаются интегрировать это на людях разных психотипов с разными проблемами и опять таки КПД падает в разы.
Д: А психотипами ты что называешь? Какая-то конкретная классификация?
С: Ну их много. Но вот самая простая и мне кажется достаточно универсальная. Есть 9 психотипов эннеаграммы. Он же путь героя. Есть 4 психотипа: «Депрессивный», «Истероид», «Шизоид», «Компульсивный». Можно их взять. Достаточно их чтобы увидеть каждый из них, насколько они контрастно мыслят, насколько у них по разному ценности расположены, насколько это разные реальности абсолютно. И соответственно, если ты хочешь говорить с человеком на его реальности, ты понимаешь, кто он по психотипу, и тогда тебе проще. Или понятно, почему эти люди не могут понять друг друга. Ну потому что у них ценности разные, у них не созвучно ничего. Они живут в совершенно разных мирах. И когда эти люди пытаются общаться, один говорит, например, теорию какую-то из головы, концепцию, а другой говорит, слушай… я на своем опыте должен это почувствовать, я так не могу. А другой говорит, а мне нужно это понять. А третий говорит, мне надо это увидеть и попробовать и пойму. А у четвертого будет, вот «компульсивный», у меня все по полочкам, мне нужно вот эту вот новую информацию куда-то в старую схему воткнуть, и вот пока я не воткну, я не успокоюсь, и вот если она не втыкается, то это значит, что это что-то такое, что вызывает у меня отторжение, тревогу, и я по любому буду с этим бороться. То есть я не буду и не смогу это воспринять, пока я не найду этому место в своей картине мира. И если ты этому человеку говоришь, да нет, твоя картина мира неправильная, смотри тут такая штука есть… он это ощущает как будто ты его убиваешь. То есть у него есть стабильный и прочный мир, если он этот мир предаст, то там страх, неизвестность, смерть, хаос. Он всю жизнь создавал что бы тут все было по полочкам. И тут ты такой добрый пришел и говоришь, смотри, вот так еще можно… и для тебя это естественно, потому что для тебя можно и так и так и так и для тебя это не противоречит. А для него это не так. Ему нужно или тебя убить, ну в смысле не убить физически а в споре задавить, обесценить, и все что угодно…. Но извините, он тебя никогда не услышит, вот.
Д: А тебе что ближе?
С: Мне ближе, как я раньше считал, то это больше «шизоид», то есть я в голове сидел и то концепции. То есть я себя таким знаю пожалуй ближайшие лет 8. А потом у меня прошел такой момент, что я начал замечать что я безумно автоматичен, что я хочу по-другому, но я не могу по-другому… включаются эмоции, страх например, и я не могу общаться с человеком. То есть все хорошо, мы общаемся, а потом раз что-то включилось, страх внизу живота, спазм в горле, и … я начинаю с этим бороться, пытаться что-то с этим сделать, но дальше кайф от общения естественный поток он заканчивается, начинается вымученный надрыв и импульс общий он конечно «да когда же это все закончится». И в итоге я прихожу домой и выдыхаю….
Людей нету, никто меня не дергает вниманием, я могу отдыхать. Я например об этом не знал, я 12 лет находился постоянно с людьми, я не делал себе передыхов… ну а что – у меня в семье так. Никто никогда не отдыхает, зачем отдыхать от общения? Ересь какая! А то что у меня это базовая потребность и без этого я нахожусь в постоянном стрессе, в постоянном сжатии, мне хреново, я это не осознаю до уровня того что я как бы отключаю тело, которому хреново, нахожусь только в голове, и вроде как все нормально. А если возвращаюсь в тело, то почему-то хочется убиться, бить, убивать… то есть накопленный гнев, страх… все это там живет. И начал замечать, начал возвращаться в тело.
То есть кто-то пытается сказать что у нас есть все психотипы, это на самом деле так, то есть нет такого что мы чистый психотип один. У нас есть кусочки от всех психотипов. Но во-первых, мы вот этой кляксой перетекаем в какую-то одну сторону, больше… и что-то есть связанное с детскими способами реагирования на мир, а как я выживу, это что-то базовое мое…. Вот мое базовое, это что я в безопасности, когда я нахожусь один. Тогда я могу полностью расслабиться. У «компульсивного» базовое, что если я понимаю этот мир, и если он стабилен, если я все расписал по полочкам и действую по алгоритмам, значит тогда мир спокоен. Это тоже детство. У «депрессивного» и «истероида», это такие больше иньские уже образы. «Истероид» – я умираю. Если на меня никто не смотрит, никто не обращает внимание… противоположность «шизоиду», то есть мне нужны – непостоянство, хаос, постоянное движение и постоянно быть в центре внимания. Если вот этого нет, если стагнация и на меня не смотрят – я помираю. То есть вот все звезды телешоу «истероиды», и вот все кому нужно вылезти на сцену. А «депрессивный» это больше не про ум, это больше про сердце, про тело, про чуткость, про эмоции, и им нужно не столько понять интеллектуально, сколько прочувствовать… это может быть и сенсорика телесная, и эмоциональная, и им важно не столько вылезти на сцену, не столько понять, не столько побыть одному… сколько важны человеческая близость и человеческое тепло, человеческая поддержка, человеческий контакт настоящий живой, не просто вот концепцией поделиться. И опять-таки в нас всё это включено, в нас всё это есть и для мен я очень интересно смотреть чего больше и как раскрыть другие грани.
То есть что не все живут так, что им надо отдыхать от людей. Кому-то наоборот… А кому-то наоборот. То есть — а что они чувствуют, а как они так?
Д: А как они так умеют?
С: Да! Например, у «депрессивного» вот этот момент я прочувствовал очень хорошо, что если я открыт и я расслаблен, меня другой человек не тригеррит, и он, например, «истероид»… то есть меня раньше вымораживали люди, которые привлекают к себе внимание, пытаются всё перетянуть на себя… то есть это просто вот сжаться, сныкаться в норку и больше с этим человеком не контактировать никогда! То есть мне пяти минут хватало общения, всё. Я замечаю спазм в теле, я замечаю сжатие. Что ты смеешься, занкомо?
Д: Нет, на самом деле у меня такого не было, но ты просто очень ярко образ передал, я его прямо прочувствовал.
С: И я поймал вот эту трансформацию, когда перестал и отпустил вот этот страх других людей, и мне стало интересно- а как так можно? А как так можно проявляться смело? Как так можно говорить? Как так можно наслаждаться, что на тебя смотрят и тебя слушают? И это, знаешь, если я открыт, я смотрю, я как будто присоединяюсь к этому ощущению и оно у меня новое, я знаю, что в моем опыте такого вообще никогда не было! Но если я открыто могу к этому человеку присоединиться, это вот прям такое сладкое вкусное ощущение… и я могу пробовать из этого ощущения раскрывать себя в этой грани и так с каждым психотипом!
Д: Круто!
С: Вот, да. То есть если я открыт и если я спрашиваю, а как ты вот так общаешься я с людьми? И тогда в какой-то момент я замечаю, что сам по другому общаюсь, на основе того ощущения, которое я словил от него.
Д: Ты как бы встраиваешь в себя и расширяешься таким образом?
С: Да. Если раньше мне было проще общаться с людьми, в которых есть концепции, четкие. Ну то есть все понятно. У тебя есть какая-то теория, сейчас я ее услышу, ты мне ее расскажешь, а что еще с этим человеком-то делать?
Д: То есть когда ты его считал, то всё, книжку закрыл.
С: Да, вот человек, это носитель идеи и все.
Д: Если сейчас мне нудна эта идея, эта книга, я его беру… и все спасибо понятно, как инструкция к эксплуатации.
С: Да. В этом плане с «компульсивными» было сложно, потому что они пытались продавить, что это единственно правильная инструкция! Что – убейся, но делай только так с завтрашнего дня! И если ты этой инструкцией заинтересовался, то завтра практикуй, я проверю! То есть ни о чем говорить нельзя. Он знает как надо и знает как на самом деле.
И вот этот переход, когда началось погружение в тело, отваливаться начали блоки, стало вкусно общение человеческое… именно что бы прочувствовать другого – что бы увидеть а как у него? Ака в его вселенной?
Д: Получается, что стало больше жизни? Потому что она многомерна получилась…. Потому что жизнь это и чувства, и сердечный контакт, и как эти чувства текут, и жизнь это в том числе и идеи, из каких идей это исходит, и в том числе это еще и тело, как это по ощущениям.
С: Да, это и тело и ощущения, а идеи, это как будто внешняя обертка конфетки. То есть когда я нахожусь в голове, ощущается что идея это сердцевина, это самое главное, и я прямо за этим иду а остальное это так… идею дайте мне. А когда я нахожусь в теле, в чуткости, в контакте с другим, идея – это как будто обертка, которую он пытается…
Ну вот, например, у «компульсивного» у него есть идея мира, но на самом деле он цепляется за эту идею потому, что у него есть сжатие, есть страх… и вот это – и есть ядро! И есть сердцевина, которую он транслирует… он может рассказывать про свою идею 150 раз, но это всего лишь обертка… а вот услышать твой страх, твой гнев, твою боль… чем ты живешь? На чем что основано? Это интересней для меня. И из этой точки идет его импульс структурировать, бороться за свою правду.
Д: Это его Земля.
С: Да. И концепции совершенно разные. А другой говорит, вот, «депрессивный», да нет… идеи не важны.. важна коммуникация, важна близость с другими людьми, и хорошие отношения… если этого нет, то страшно, смерть, непостоянство…
Д: Ну смотри как интересно. Это как с Инь, Янъ, как с мужским и женским… когда люди начинают говорить что нет, важно вот это, или нет, важно вот это, получается не целостная картина, а Творец-то задумал всё что бы было всё в слиянии… как идеи порождают чувства, а чувства наполняют идеи жизнью, потому что идея без чувств они безжизненны, они без тела как будто, и действия то же самое. Действие это по сути то, что происходит. То есть – Идеи – они не Происходят, они сияют, вибрируют… а то что происходит, это поток чувств и действия. Но все это друг с другом связано! И вот эту картинку целиком, да?
С: Да!
Д: Хочется стать мастером, так что бы быть в контакте со всем сразу.
С: Да. Единственное, у меня сейчас перекос, за счет того, что я был очень долго в голове, мне сейчас гораздо вкуснее смотреть в тело, в ощущения и в переживания.
Д: У меня такая же история. Вот именно сейчас. Я начинаю вытекать из идей и концепций и втекать в чувства и в тело. И у меня сейчас такой период.
С: Созвучно. Есть такая вторая вещь. Взять того же «компульсивного», он никогда в лицо не скажет, что я боюсь жизни… то что страшно, неуютно, неприятно… потому что больно, потому что это связано с эмоциями. А вот он начнет рассказывать некую идею концепцию, которой все прикрыто как красивым бантиком и в ней обычно не будет проявлено его настоящее, его эмоции, то есть это будет то, чем он как будто защищается от жизни, защищается от непостоянства. И он выстраивает идеи, он может часами рассказывать о них в подробностях в деталях, люди науки очень часто «компульсивные». А гении – «шизоиды» обычно, потому что они многовариантно могут смотреть, а не просто по сеточке все раскладывать, у них нет противоречия двух концепций, потому что они вообще не сходятся, они живут рядом и не страшно и еще пять рядом …
Д: Единство и согласие противоположностей рождают мир и порядок…
С: Да, да, да. Человек может говорить об этом, но он как будто ненастоящий.
Д: Потому что выключены чувства. Мы его не воспринимаем живым. Как робота воспринимаем.
С: Да, и таких очень много людей. То есть они готовы часами обсуждать научные, религиозные, еще какие-то концепции… ну а где ты живой, а где ты настоящий? А где те глубинные идеи, страхи, которые связаны с эмоциями? И чтобы от этого всего уйти, что неприятно, нестабильно, больно – это всё жизнь проживать в теле – люди как будто перемещаются полностью в голову, отрубают вот это всё что ниже. И тогда вот эти концепции становятся такими, оторванными от опыта, то есть зачастую если ты находишься в теле, ты разделяешь – вот теория, которую я никак не могу проверить, просто концепция красивая, а вот это, это то, что я могу проверять в своей жизни постоянно, воплощать это в жизнь. А если ты находишься в теле и в чувствах, то ты опираешься на свой опыт… и все твои идеи это надстройка сверху, они связаны с опытом с проживанием. А зачастую, когда человек бежит от своего опыта потому что там эмоции. Страх, все плохо… концепции начинают быть очень абстрактными, образными, не привязанными к жизни, к практике. То есть он может рассуждать о высших материях, но это никак не влияет на его жизнь. Это никак не отражается. Просто красивая теория, которую ему нравится мусолить перед людьми… она никак не является отражением его опыта, инсайтов, действий, это просто вкусно поболтать.
Д: Для многих это окажется очень знакомым, такой разлад. То есть как будто человеку приятно жить в мире этих идей, потому что там как будто рай… а здесь в теле я живу, и я не попадаю в рай… и я даже туда не хочу смотреть в тело.
С: Убегание. То есть можно убегать во что-то внешнее… в работу в увлечения. А можно внутрь – в мир грез и идей. Это в любом случае убегание от жизни…
Д: А жизнь, это что… это чувства, ощущения и действия.
С: Да. Человек иначе просто робот. Шпарит по алгоритмам без контакта с этим всем.
Д: Ты хочешь в будущем иметь возможность соприкасаться со всеми аспектами?
С: Да.
Д: Хочешь интегрировать все?
С: Да.
Д: Хочешь себя интегрировать и расширить, чтобы ты мог контактировать со всеми типами людей и мог помогать каждому, да?
С: Тем, кто хочет вернуться. Я на хочу быть универсальным на все 100. Просто те, кто видят свою автоматичность и хотят вернуться, и понимают в чем тут кайф, почему ощущения не такие яркие как в детстве, почему я хочу по-другому, но не могу.
Д: А в какой момент вот это детство, оно перестает быть наполненным жизнью?
С: Мне кажется это тоже связано с убеганием…
Д: Сколько там лет, и какие там события происходят в жизни человека, что он вдруг перестает …
С: Я могу о своем опыте говорить. Вот когда началось возвращение в тело, проживание этого всего, то ярко вспомнилось. Мне 4 или 5. И у меня очень сильный контакт с родными: с мамой, с бабушкой. Отца и деда чуть побаиваюсь, тут сжатие происходит. А вот с бабушкой и мамой это такой контакт, как поток из груди и я чувствую связь, это такое звенящее что-то , такое вот живое, очень настоящее… и я расслаблен и открыт и я что-то делаю, что не нравится бабушке, ну веду себя как-то не так, настаиваю на своем праве каком-то, как-то себя проявляю… и она начинает реагировать в ответ и ощущения у меня такие: что вот этот большой контакт он гораздо важнее, чем те мелкие какие-то сошки, которые ну что-то там я сделал, ну не согласны вы… а ощущается что она полностью обрубает вот этот канал и по нему идет заряд такой боли отвержения и неприятия…
Д: То есть она обуславливает любовь? Я буду тебя любить, когда…
С: «Только если», да! Я не готова тебя принимать всего, ты должен быть «только если».
Д: Есть твоя ошибка, и она влияет на любовь.
С: Да, то есть вот с такими твоими эмоциями и чувствами я тебя люблю, а с такими – нет. И вот это второе, я должен зажать, подавить… и быть хорошим послушным мальчиком не проявляя себя. Потому что как только я проявлял себя, ты получишь заново всю ту боль отвержения, которая была. А это больно. Причем, чтобы не испытывать эту боль – лучше не выстраивать близких отношений. То есть если нет близости, то и не так больно если разрыв.
Д: Очень похоже на правду.
С: И дальше это проносится через всю жизнь, если туда не смотреть, то оно так и останется навсегда. Не проявляй себя, следую предписаниям и т.п.
Д: То есть получается, что настоящая жизнь заканчивается там, где заканчивается безусловная любовь…
С: Да.
Д: Я так же делаю со своими детьми… абсолютно неосознанно и на автомате. И со мной так же делали. А какой образ – как делать иначе? Видишь его?
С: Меня очень часто возвращало, когда я злился на сына, в порыве гнева… у меня прямо картинки из прошлого. То есть вот я родитель и я воспитываю сына, и в этот момент я смотрю на этот гнев, на этот праведный гнев на это импульс… и меня выкидывает в этот возраст… от 4 до 12 лет и прямо я вижу ситуацию, когда мой отец или мать точно так же делали… точь-в-точь, тот же праведный гнев, та же эмоция, только я на месте ребенка. И теперь я это воспроизвожу.
Д: Как это переписать?
С: С точки зрения психолога у меня нет ответа.
Д: А с точки зрения практика?
С: С точки зрения практика – медитация.
Д: Какая-то определенная?
С: Да. Есть чакры в теле, а есть такие же в голове — и это прошитые наши автоматизмы. И есть медитации которые … есть этапы прохождения пути и для каждого этапа есть своя практика.
== на этом беседа завершилась по времени ==
Leave a reply